Грандиозарь: PR культурного мероприятия в Свердловске в 1921 г.
Добавлено: 05.08.2016 (13:14)
„Грандиозарь“ и крах артели
Первым артельным мероприятием была большая художественная выставка, открывшаяся в здании библиотеки имени В. Г. Белинского. Выставлено было до трехсот пятидесяти работ. Прошла она с большим успехом. После закрытия выставки мы внесли в пользу голодающих триста тысяч рублей.
Художники порадовались результатам и решили устроить бал художников. По нашим подсчетам это мероприятие должно было дать артели первоначальные средства. Организацию бала обсуждали на нескольких собраниях, хотелось показать жителям города что-то новое, оригинальное.
Опыта в этом деле не было никакого, если не считать воспоминаний о вечерах в художественной школе и зазывательных афишах дореволюционных бродячих цирков. Решили заинтриговать зрителей. Изготовили несколько сотен летучек:
АНОНС!
В последних числах декабря художники города Екатеринбурга создадут образцово-художественный карнавал.
ГРАНДИОЗАРЬ-КИСКЕЗАЗИ.
Х. А. С. В. Р. при (1938 г.)
будут афиши.
Наши красочные летучки, наклеенные на заборах и стенах домов, бросались в глаза. Публика около них собиралась толпами. По городу пошли разговоры о предстоящем карнавале художников.
Все гадали о том, что значит «Грандиозарь—кискезази» и буквы Х. А. С. В. Р. Ответить на этот вопрос затруднились бы и сами составители, преследовавшие единственную цель—заинтриговать посильнее публику. Отвечали: «Приходите - увидите!»
Афиша (на этот раз печатная) еще больше разжигала любопытство в публике. Чего только в ней не было: и «Шаляпин у художников Урала» (ниже стояло мелким шрифтом: «имитация»), и «сошествие богов Олимпа на землю», и «тризна футуристов», и «мазурка под снегом и при радуге», и даже «слияние артистов с публикой», обзор буфетов, и, конечно, «американский аукцион с призами», и танцы до утра.
Программа разделялась на периоды и междудейства.
Все было рассчитано на то, чтобы заинтересовать, поразить зрителя, но сильно напоминало программы дореволюционных московских и питерских литературных кабачков. По существу же, это был неплохо сделанный с выступлениями в первом отделении певцов, певиц и музыкантов из оперы, во втором — с забавной пародийной инсценировкой, в которой художник Ю. Шипицын играл роль Зевса Олимпийского, облачившись в полушубок и валенки.
Вечер получился очень хороший. Устроили его в просторном здании, ныне занимаемом Педагогическим институтом на улице Карла Либкнехта. С помощью простых приемов и с минимальными затратами обставили несколько комнат.
Помню, например, в нижнем этаже помещался «трактир». При входе в одну из комнат косо висела вывеска «Трактир купца Козодоева», а по обе стороны дверей надписи: «Продается деготь, мед, гвозди, сахар и т. д.» с соответствующими рисунками. На другой стороне двери висели хомут, шлея и прочая сбруя. Кабачок был обставлен допотопными шкафами, картинками, лубками, с надписями на стенах: «В скатерку не сморкаться», «На пол не харкать» и т. д. В кабачке кипел огромный начищенный самовар, подавались закуски, горячие пельмени. Обслуживал столы И. Каргаполов‚ великолепно исполнявший роль разбитного полового-«шестерки».
Рядом с трактиром находилась узкая длинная комната, которую заняли футуристы: А. Аугасков, Н. Голубчиков, Аникин, ф. Дерябин и другие. Они натянули вдоль комнаты в несколько рядов проволоку, развесили на ней жестяные треугольники, квадратики и просто листы жести, а также бутылки. Когда публика заходила к ним в комнату, они закрывали двери, гасили свет и били по жести палками. Одновременно приводили в действие сирену и временами включали свет.
Мы, реалисты, устроились в том же этаже, заняв большую комнату, развесили свою живопись, свои этюды, обставили ее, и у нас образовался интимный уголок для мечтателей. Шум сюда не проникал, здесь отдыхали, тихо беседовали.
В зале шла программа. Особенный успех выпал на долю портретной галереи, показанной во втором отделении, или, как он значился в нашей залихватски интригующей афише, в «периоде художественно-биографическом». На сцене установлена была багетная золоченая рама, задрапированная по сторонам. Гасили свет в зале, на раму направляли свет прожектора, освещавший позирующего в раме художника, загримированного под какого-нибудь исторического деятеля. Успех был колоссальный, публика горячо аплодировала исполнителям. Очень хорош был А. Ф. Узких, загримированный Гоголем.
В антрактах музыка гремела по всему зданию, всюду веселые лица, присутствующие кружились в танце, смеялись. Многие из посетителей экспромтом выступали с различными номерами: нашлись певцы, рассказчики, фокусники, шутники. Веселью не было конца, все здание гудело.
В разгаре вечера с вешалки похитили дорогую доху. Поднялся шум. Потерпевший гражданин кричал и ругался. Вызвали милицию. И тут произошел комический случай, запомнившийся мне, вероятно, потому, что он имел место в необычной обстановке. Художник Слюсарев, видимо, наслушавшись угроз пострадавшего взыскать с устроителей вечера убытки, быстро сделал из этого свои выводы. С необыкновенным проворством он поснимал с выставки все свои этюды и, забрав их под мышку, направился к выходу.
- Куда, куда... Домой... А то за эту краденую доху все наши этюды заберут. . .
Так и ушел с вечера.
Бегство Ивана Кирилловича с бала оказалось своего рода символическим. Едва только «догорели огни» карнавала, как все мы ощутили себя, так сказать, вполне реально ограбленными и сконфуженными.
Карнавал дал хорошую выручку. Но артель не увидела ее, как своих ушей. Проникшие в нашу среду бойкие проходимцы из числа «интересующихся» не столько целями артели, сколько целями собственного обогащения, прикарманили выручку от «Грандиозаря». Приодевшись в хорошие костюмы, они раскатывали по Екатеринбургу на извозчиках, а ошеломленные таким нахальством артельщики не могли даже призвать их к ответственности, так как тщательно разработанный устав, предусматривавший контроль и отчетность в денежных делах, оказался даже... нигде не зарегистрированным.
Так потерпела крах первая артель художников, ставшая жертвой собственного либерализма, прекраснодушия и полного отсутствия каких-либо идейных основ.
В 1922 году я сдал заведывание студией Пролеткульта Н. П. Голубчикову и покинул родной Свердловск, уехав на Алтай.
Участники областной выставки художников Урала. 1928 г.
Сидят (слева направо): Н.И. Козлов, И.А. Камбаров, К.М. Голиков, С.Н. Денисенко, Н.С. Сазонов.
Стоят: Каптелев Л.М., Буш, Патрина Т.А., Гайдамович М.И., Парамонов А.Н. Кудрин А.А., Мальцев Н.П., Лаптев-Зенковский С.П., Слюсарев И.К., Семеряков И.А., Голомидов Б., Долгоруков Н.А., Татарченко Н.
« Назад