Живопись СХР: Виктор Семенович Зинов
Добавлено: 04.08.2016 (12:18)
Виктор Семенович Зинов
Род. в 1908 г.
Виктора Семеновича я встречал еще в 1926 году, когда он учился в художественном техникуме. Это весьма скромный, сдержанный молодой человек ничем особенным не отличался. Только было примечательно в нем, что он никогда не расставался с альбомом. По натуре Виктор Семенович молчалив, сосредоточен. Его постоянная наблюдательность и повседневная тренировка в рисунке сделали его в дальнейшем лучшим рисовальщиком Свердловска.
На второй выставке Свердловского филиала АХР в 1930 году Виктор Семенович впервые выставил свое скромное по письму полотно—портрет брата. Эта вещь была сдержанна по колориту, но рисунок и форма, лепка были крепкие. Чувствовалось, что автор имеет незаурядное дарование. После ахровской выставки мы с ним сошлись близко. Я бывал у него дома, он тогда жил на улице Февральской революции, в нижнем этаже. Квартира у него была небольшая, из двух комнат, но всегда чистых и уютных. На окнах, которые выходили во двор, лежали этюды, альбомы, журналы. В углу стоял шкаф с хорошо подобранными книгами.
Окна, выходившие на улицу февральской революции, тоже не пустовали, на них лежали журналы, книги, а на одном окне в клетке жила белка. Я всегда любовался ее красивыми формами, подвижностью тела, замечательной головкой с тонкими ушками и живыми глазками. В клетке было колесо. Белка прыгала с перекладины на перекладину. и колесо быстро вращалось. Эта любимица хорошо знала хозяина.
В каждый мой приход к Виктору Семеновичу он буквально засыпал меня новыми работами, рисунками, этюдами, эскизами. Работоспособность у него была удивительная, она и до сего дня у него сохранилась, для художника это было большое счастье. Многие могут позавидовать его неиссякаемой и неостывающей энергии.
В те годы он увлекался Серовым и подражал ему; он делал много вариантов мотива «купание лошадей», ему нравились солнечные пятна, играющие на воде.
Зинов имел прекрасные монографии и альбомы, но его репродукции не удовлетворяли, ему хотелось видеть подлинники и на них поучиться. Картинной галереи в Свердловске в то время не было. Виктор Семенович слыхал от нас, ахровцев, что в Малом Истоке каждое лето живет и работает известный художник-уралец А. В. Туржанский. Зинова тянуло в Исток: он чувствовал, что у него не хватает живописной культуры. Он поехал в Исток, к Туржанскому, где встретил теплый прием. Впоследствии эти поездки стали для Зинова обычными. Они имели для него громадную ценность. Живопись его стала колоритнее, стала обогащаться, насыщаться свежестью и яркостью, прежняя серость пропала, палитра изменилась до неузнаваемости. Туржанский всегда был гостеприимным человеком, любил, когда его посещали, и всегда охотно показывал свои работы, делился своими достижениями в области живописи и тут же пояснил, что он хотел выразить в каждом этюде, его удачи и неудачи.
Сблизились мы с Зиновым еще больше, когда оба переехали в дом, снятый товариществом «Всекохудожник», за Михайловским кладбищем. Заняли по комнате и работали хорошо. Каждый день после работы делали прогулки на озеро Шарташ, где наблюдали, рисовали, писали этюды. Любовались, наслаждались красотой природы, закатами, сумерками.
Вскоре к нам в мастерские переехала с семьей график Е. В. Гилева, и нам стало веселее, зажили еще лучше.
Был сорок первый год. Грянула война, расстроила все наши творческие планы. Пришлось покинуть свое насиженное место, на несколько лет оставить живопись. Зинова призвали в армию.
Только в 1945 году снова встретились с Виктором Семеновичем в Союзе художников. Сколько было у нас радости, говорили с ним много о прожитых тяжелых годах. Наша дружба продолжалась.
Каждый день встречались, бродили по улицам города, часами сидели в одном из сквериков, вспоминали мастерские, наши прогулки по лесу и вдоль берега озера и много беседовали о любимом искусстве, о мастерах, о картинах и горели желанием писать и писать.
После большого военного перерыва в живописи Виктор Семенович пишет полотно за полотном: «Парад Победы», «Снова на Родине», «Музыкальный момент»; они были навеяны военными впечатлениями.
В дальнейшем Зинов продолжал работать над большими картинами из жизни выдающихся деятелей партии: «В. И. Ленин у больного Я. М. Свердлова» (1948), «Надеждинские ходоки у В. И. Ленина» (1954).
Скульптор А. В. Ветров считает, что истинное призвание 3инова—скульптура, которой он успешно занимался еще в техникуме. «Мы восхищались всеми твоими работами‚— говорил Ветров 3инову‚— часто поглядывали на них, заимствовали. Как ты здорово лепил, какая у тебя была сильная хватка в форме и во всем». То же самое слышал я о Зинове от московского скульптора Садри Салаховича Ахуна: «С Зиновым мы вместе учились в Свердловском художественном техникуме, и у меня о Зинове осталась большая память как о человеке с большим талантом. Он в нашем классе был незаметным, маленького роста, молчаливым чересчур, скромным, а творил из глины такие чудеса, такие сильные вещи, что мы поражались его способностями. Он нас завораживал своей хваткой, крепкой формой, и многие ему подражали». Ахун считал, что Зинов родился скульптором, что из него мог бы вырасти крупнейший мастер ваяния.
Может быть, правы Ахун и Ветров—нам судить трудно. Сам Зинов больше нас чувствует, что ему ближе, роднее: скульптура или живопись. Он как талантливый человек и в живописи сделал большие успехи. Зинов считается ведущим художником Свердловского Союза советских художников.
Когда бываешь у него в мастерской, он всегда с радостью делится своими планами, показывает один за другим свои эскизы. Его неутомимая энергия художника бьет ключом, он в полном расцвете своего творчества.
« Назад